Квебек

Здесь можно писать практически все. Начиная с футбола и заканчивая рассказом о проведенных выходных. Флуд, одним словом!
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Аватара пользователя
Assistant
Сообщения: 4110
Зарегистрирован: Пн май 12, 2003 7:30 am
Откуда: Севастополь
Контактная информация:

Квебек

Сообщение Smith »

Тут ребята заинтересовались... http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?t=6919

Не в сети
Аватара пользователя
2nd line
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: Сб мар 08, 2003 7:36 am
Контактная информация:

Re: Квебек

Сообщение Hab4ever »

Smith писал(а):Тут ребята заинтересовались... http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?t=6919
Рад бы помочь,да нечем практически. Я в Монреале бываю только наездами и могу сказать,что подавляющее большинство жителей в той или иной степени инглишом владеет. Я по-франц.совсем не бум-бум,но проблем у меня там никаких не было,особенно в ресторанах и пивных барах. Там все официанты очень хорошо понимают по-англ.:))))

Не в сети
Аватара пользователя
Assistant
Сообщения: 4110
Зарегистрирован: Пн май 12, 2003 7:30 am
Откуда: Севастополь
Контактная информация:

Re: Квебек

Сообщение Smith »

Hab4ever писал(а):особенно в ресторанах и пивных барах. Там все официанты очень хорошо понимают по-англ.:))))
:)

Еще бы! :)

Не в сети
Аватара пользователя
Captain
Сообщения: 4840
Зарегистрирован: Пт сен 26, 2003 4:24 pm
Откуда: St.Petersburg,Russia/Tashkent, Uzbekistan
Контактная информация:

Сообщение phil333 »

Советую сходитьна www.monquebec.com.Там много интересного есть,в том числе и про языки.

и еще на russianmontreal.com тоже можно посмотреть.

и еще у меня самого куча инфы по Квебеку в компе. :D :D Могу,возможно,даже ответить на какой-нибудь конкретный вопрос. :D

Ну,в качестве примера-
1. КТО ТАКИЕ КВЕБЕКЦЫ

Есть в Северной Америке народ, не похожий на своих соседей – американцев и англоканадцев, зато – своим национальным характером, образом жизни, а во многом – в том числе и своей исторической судьбой – в чем-то сходный скорее с русскими. Этот народ - франкоканадцы. За четыре века жизни в северных лесах они превратились в совершенно отдельный народ, не похожий на европейских французов и, главное, не считающий себя «французами».
Франкоканадцев в Канаде – более семи миллионов (все они - потомки всего лишь десяти тысяч переселенцев 17-го – начала 18 века из Северной Франции), из которых 6 млн. живут в самой большой провинции Канады – провинции Квебек. Впрочем, в последние два-три десятилетия франкоязычные жители Квебека предпочитают называть себя просто квебекцами – «кебекуа» (Quйbecois).



По площади Квебек больше Франции, Испании и Великобритании вместе взятых, и очень богат природными ресурсами: лесом, гидроэнергией, рудами металлов. Но большая часть этих ресурсов – в холодных районах Севера, занимающих две трети провинции, где живут только индейцы и эскимосы (которых теперь принято называть инуитами). Почти все франкоканадцы живут в южной части провинции Квебек, на берегах великой реки Святого Лаврентия, такой же полноводной, как наша Волга. Здесь и климат такой же, как в России. На берегах реки Св. Лаврентия находится самый большой город Квебека - трехмиллионный Монреаль, здесь же и столица Квебека, по которой провинция получила свое современное название - старинный город Квебек, основанный французскими переселенцами в 1608 г. (вторым был основан Труа-Ривьер в 1634 г., следом - Монреаль в 1642 г.).
Когда-то г. Квебек был первой столицей всей Канады, а точнее - североамериканской «Новой Франции», охватывающей и значительную часть территории современных США. Французы появились в Северной Америке раньше англичан. Первым сюда приплыл французский моряк Жак Картье, в 1534 г. открывший реку Св. Лаврентия - прекрасный водный путь вглубь континента. Английские североамериканские колонии, жители которых враждовали с индейцами, расположились южнее, узкой полоской вдоль Атлантического побережья, тогда как французы, установившие с индейцами хорошие отношения, быстро расширили свои владения, присоединив к ним и район Великих озер, и долину Миссисипи – сердце нового континента. Казалось – великая держава, которая неизбежно должна была возникнуть в плодородной и благодатной Северной Америке, разовьется на базе французской культуры и будет говорить на французском языке

Но история распорядилась иначе. Из-за стратегической ошибки французского правительства, решившего не допускать в колонии гугенотов и прочих «диссидентов» (наиболее энергичную и мобильную часть общества), заселение «Новой Франции» шло очень медленно. В результате Семилетней войны 1757-1763 г., которую можно назвать «самой первой мировой войной» (она велась десятком стран и в Европе, и на других континентах, в ней принимала участие и Россия – сначала на стороне Франции, а потом – на стороне англо-прусской коалиции), Франция потерпела поражение и лишилась своих североамериканских владений. Потомки французских поселенцев в Квебеке (в ту пору – 70 тыс. чел.), частично смешавшиеся с индейцами, остались здесь жить в положении покоренного народа: в уже чуждую им Францию согласились уехать лишь 270 чел. Всякие связи с Францией (в которой, к тому же, вскоре разразилась революция) были прерваны. Обширные районы Канады к западу от Квебека (теперешняя провинция Онтарио и далее на Запад), как и к востоку от него (нынешняя Новая Шотландия) начали интенсивно заселять англоязычные британские переселенцы и ассимилирующиеся с ними иммигранты из других европейских стран.



Но франкоканадцы не утратили свой язык и культуру. Когда Канада, в конце концов, добилась полной независимости от Великобритании (а этот постепенный процесс длился с 1867 по 1982 годы), официальными языками страны были в 1969 г. провозглашены оба языка ее «народов-основателей»: и английский, и французский. А в провинции Квебек единственным официальным языком (с 1974 г.) является французский. Причем в народе говорят на старинном северофранцузском диалекте с множеством «местных» слов и выражений, родившихся уже в Канаде под влиянием английского и даже индейских языков. Достаточно сказать, что французское «шеваль» (лошадь) звучит в Квебеке как «жуаль» (за что и сам местный диалект прозвали «жуалем»), «до свидания» - «бонжур!» (т.е. так же, как и «здравствуйте»), а «туа э муа» (toi et moi, т.е. «ты и я») здесь превращается в «туэ пи муэ». (Кстати, в Квебеке очень часто обращаются к незнакомым и полузнакомым людям на «ты» – не обижайтесь на эту добродушную крестьянскую фамильярность).
Долгое время покоренный Квебек был одной из самых бедных провинций Канады. Все богатство, промышленные предприятия, бизнес, технологические навыки принадлежали потомкам новых, позднейших переселенцев в Канаду- англоканадцам и американцам. Для франкоканадского юноши было только три дороги наверх: стать священником, адвокатом или врачом. Местная элита говорила: «так и должно быть: бизнес и техника – дело еретиков, протестантов-англосаксов, а мы, франкоканадцы, традиционные католики, бедные, но гордые, сильны своей духовностью». В квебекском обществе развилось своеобразное чувство – смесь комплекса неполноценности (из-за бедности и отсталости) и комплекса превосходства (из-за своей католической «духовности»). Не правда ли, похоже на Россию?
Но с этим было покончено, когда на выборах 1960 г. к власти в Квебеке пришли молодые либералы. «Духовность – духовностью, – сказали они, – но и в остальном мы должны быть не хуже других». Новое правительство начало реформы, которые в Квебеке назвали «Тихая революция» (а в России назвали бы «перестройкой») – и за 20 лет успешно ее осуществило. Квебекцы начали с перестройки народного образования, направив его на практические цели. За 20 лет было создано целое новое поколение инженеров, технологов и, главное, бизнесменов, ведущих современный бизнес на родном, французском языке. Квебек не побоялся сделать крупные займы у США и направил американские инвестиции на развитие и освоение ресурсов своего Севера, а также на помощь своему мелкому и среднему бизнесу. На Квебекском Севере были построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции. Самая дешевая в мире электроэнергия, часть которой направили на экспорт в США, чтобы расплатиться со всеми долгами американцам, позволила быстро развить свою собственную промышленность. В результате Квебек превратился из самой бедной в одну из самых богатых провинций Канады. По экономической мощи отдельно взятый Квебек, где сейчас производится около четверти всего валового внутреннего продукта Канады, примерно равен Австрии или Швеции. И, что очень важно, значительная часть этого богатства была направлена на защиту и поддержку собственной национальной культуры и французского языка. Обретя с помощью богатых англоязычных соседей богатство, Квебек не потерял, а даже укрепил свою национальную франкоканадскую самобытность. Это ли не пример для России?
Квебекцы помнят и сохраняют свои обычаи и гордятся ими. Здесь проходят красочные фольклорные праздники, самый яркий из них – зимний карнавал в городе Квебеке, на который приезжают тысячи туристов из соседних англоязычных провинций Канады, США, Франции и других стран мира (это второй по числу гостей карнавал после знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро). Гостей привлекает столица провинции – старинный город Квебек, основанный в 1608 г. – подлинная жемчужина позднесредневековой французской архитектуры. Для американца поездка в Квебек - это «самый дешевый способ увидеть Европу - не пересекая океан!». Единственный город в Северной Америке, где сохранилась городская крепостная стена, Квебек объявлен ЮНЕСКО частью «Мирового культурного наследия».
Другой праздник, заимствованный у индейцев - весенний сбор сладкого кленового сока, из которого в лесных «сахарных» домиках варят вкусный и полезный кленовый сироп. Он не содержит сахара, но сладок, как мед, и входит во многие блюда квебекской кухни.
Главный же праздник Квебека - это День Жана-Батиста (т.е. Иоанна Крестителя, считающегося «небесным покровителем» франкоканадцев), иногда называемый просто «День Квебека». Он празднуется 24 июня, когда проводятся веселые шествия, танцы на улицах и вечерние фейерверки. В сущности, это тот же праздник, что наш Ивана Купала (в России он тоже 24 июня, но у нас это – по старому, церковному календарю, то есть по «новому», гражданскому, он приходится у нас на 7 июля). «День Квебека» празднуется в провинции гораздо более обширно, чем приходящий неделей позже общеканадский национальный праздник – «День Канады» Первого июля.
Коренные жители Квебека – индейцы (по переписи 1996 г. – 140 тыс.) живут бок о бок с франкоканадцами, отчасти смешались с ними, и так же, при поддержке правительства провинции, стараются сохранить свои национальные обычаи и культуру, как и живущие на Крайнем Севере Квебека эскимосы-инуиты (10 тыс.). Впрочем, в провинции живут люди многих этнических групп, предки которых поселились в Квебеке позже, чем предки франкоканадцев; многие из них, особенно из числа католиков - ирландцев или шотландских горцев, оказавшись в франкоязычной среде, полностью офранцузились (сохранив при этом фамилии типа Джонсон, Райан, Роуан, Харви или Бёрнс).



Немало здесь англоканадцев – ирландского (310 тыс.), английского (290 тыс.) и шотландского (190 тыс.) происхождения, итальянцев (250 тыс.), немцев (100 тыс.), евреев (100 тыс.; среди них – значительная доля русских; по оценкам, русскоязычное население Монреаля в 1996 году превысило 25 тыс.: в значительной части оно сконцентрировано в городском районе Кот-де-Неж), чернокожих франкоязычных гаитийцев (80 тыс.), греков (60 тыс.), китайцев (60 тыс.; обширный китайско-вьетнамский квартал в самом центре Монреаля стал одной из экзотических достопримечательностей города). Отношение квебекцев к новым иммигрантам – хорошее, главное – знали бы французский язык, который (специальным провинциальным «законом 22» 1974 г., а потом и торжественной «Хартией французского языка» 1977 г.) провозглашен единственным официальным языком провинции. Квебекцы хотят жить не хуже англоканадцев и американцев, но не хотят американизации своего языка и культуры, и тут нам, россиянам, есть чему у них поучиться. Например, по действующим в провинции законам, все вывески и реклама в Квебеке должны быть на местном, французском языке (английский перевод допустим, но – более мелким шрифтом!). Нередко одноязычны даже дорожные знаки: так, вместо международного «STOP» пишут французское слово «ARRКT» (такого не увидишь даже во Франции).
В Квебеке – очень хорошее отношение к России, с которой провинция еще в 1985-1988 годах заключила соглашения об экономическом сотрудничестве, в т.ч. в освоении Севера. В феврале 1999 г. в Квебеке проходила международная «Встреча на высшем уровне по вопросам Севера», в которой участвовали представители 15 северных стран, в том числе и российская делегация. У этой встречи был неофициальный девиз: «Квебек – столица мирового Севера» (принято решение проводить подобные встречи каждые два года). Ее участники делились опытом освоения северных ресурсов, сотрудничества в развитии экономики и культуры северных народов мира. А ведь самые обширные и богатые ресурсами северные территории мира принадлежат России и Канаде, двум северным братьям-близнецам. Хочется надеяться, что международное сотрудничество в освоении этих северных ресурсов и изучение квебекского социально-экономического опыта помогут и России осуществить свою «тихую революцию», как в канадском Квебеке (заметьте, тихую!) и стать такой же богатой и счастливой, как Канада, сохранив при этом свою национально-культурную самобытность - как сохранил ее канадский Квебек.
_________________
Изображение

"У меня вообще затея иметь седьмую команду в Канаде кроме улыбки ничего не вызывают..." (с)- McCamel

Не в сети
Аватара пользователя
Farm-club
Сообщения: 241
Зарегистрирован: Сб апр 17, 2004 6:58 pm
Откуда: Москва/Сан Франциско
Контактная информация:

Сообщение Mace4ka »

Основной язык Французский, но... по Английски почти все понимают. Так, что в сфере обслуживания проблем нет. Во всех гос учреждениях- типа ГАИ- есть документы на обоих языках. Язык в конторе зависит от ее партнерства, если с США- то английский, если нет, то Французский.

Не в сети
Аватара пользователя
Captain
Сообщения: 4840
Зарегистрирован: Пт сен 26, 2003 4:24 pm
Откуда: St.Petersburg,Russia/Tashkent, Uzbekistan
Контактная информация:

Сообщение phil333 »

2. СОВРЕМЕННЫЙ КВЕБЕК: ПРОВИНЦИЯ, ГОРОДА И ЛЮДИ

Современный Квебек – крупнейшая по площади, вторая по числу жителей, индустриально высокоразвитая провинция Канады; единственная, где подавляющее большинство жителей составляет очень своеобразный в этнографическом отношении народ – франкоканадцы. За более чем два века изолированного развития (после британского завоевания 1763 г. иммиграция из Франции прекратилась, зато рождаемость и естественный прирост до середины ХХ века держались на рекордном для европейских народов уровне) они обособились в культурном, языковом и социально-экономическом плане от европейских французов в гораздо большей степени, чем англоканадцы от англичан. Единственным официальным языком в Квебеке объявлен французский. Население Квебека официально признано в Канаде «особым обществом»; сами же квебекцы в большинстве рассматривают себя как отдельную нацию, и парламент провинции носит название «Национальная Ассамблея».
Борьба франкоканадцев за свои национальные права, обострившаяся в ходе преодоления былой социально-экономической отсталости Квебека в 60–70-е годы, породила в провинции сепаратистское движение, периодическое усиление которого представляет серьезную угрозу целостности Канадской федерации. В настоящее время у власти в провинции стоит правительство Квебекской партии, ставящей целью достижение политического суверенитета Квебека (при сохранении экономического союза с «остальной Канадой»). На проведенном 30 октября 1995 г. референдуме по вопросу о суверенитете Квебека за его отделение от Канады проголосовало 49,4% жителей провинции (причем большинство франкоканадцев), за сохранение его в составе Канады - 50,6%. Единство Канады спасли всего 53 тыс. голосов.
На территории провинции Квебек могли бы разместиться Франция, Испания и Великобритания, вместе взятые. Однако почти все его население сконцентрировано в южной части – на землях плодородной и живописной долины реки Св. Лаврентия и к югу от нее. На южных 30% территории Квебека сконцентрировано 99,5% его населения; остальное – почти безлюдные пространства тайги и тундры (которая здесь начинается уже от 55° северной широты, т.е. даже чуть южнее широты Москвы), с редким индейским и эскимосским населением – и огромными гидроэнергетическими и минеральными ресурсами Канадского кристаллического щита. С юга к долине полноводной реки Св. Лаврентия выходят северные отроги Аппалачских гор, на севере к ней обрывается Лаврентийское плоскогорье, с которого водопадами низвергается множество малых рек. Одна из таких рек, впадающая в р. Св. Лаврентия чуть ниже города Квебека, образует знаменитый водопад Монморанси - почти вдвое выше Ниагарского и намного его живописнее. Ландшафты Квебека настолько разнообразны и чарующи, что он получил в Канаде неофициальное название "La Belle Province" – "Прекрасная провинция".
Официальное же современное название провинции произошло от названия ее столицы – города Квебека, а оно в свою очередь – от слова "кебек" на языке одного из индейских племен. Оно означает "место, где сужаются воды" (реки Св. Лаврентия). По-французски это название произносится как "Кебек", по-английски – как "Квибек", с ударением в обоих случаях на второй слог; так следует произносить и по-русски. (Значок, похожий на наш знак ударения, который ставится над первым "е" во французском правописании слова "Quйbec", означает только то, что это безударное "е" нужно произносить отчетливо, не глотая.) Другая лингвистическая тонкость, которую стоит знать: когда слово «Quйbec» употребляется с артиклем ( le Quйbec, au Quйbec, du Quйbec...) – имеется в виду провинция, а если без артикля (а Quйbec, de Quйbec...) - то это город Квебек. Кстати, его название всё чаще и англоканадцы начинают произносить на французский манер, без звука «в»…
Знакомство с городами провинции Квебек обычно начинают с города, который почти три века играл роль экономической и культурной столицы Канады, а для России и многих других стран - роль морских и воздушных ворот этой страны - с Монреаля.
В красочном рекламном журнале Аэрофлота, который в 1999 г. прилагался к каждому креслу самолета на рейсе Москва-Монреаль, этот город на полном серьёзе – то ли просто сгоряча, то ли от большой любви живущих в Монреале представителей Аэрофлота – был представлен как «столица Канады». (Кстати, название города по-английски произносится как «Мантриол», с ударением на конечное «-ол», и только так! Уж не знаю, кто научил сотрудников Аэрофлота делать ударение на первый слог...) Между тем, этот прекрасный город никогда не был столицей не только Канады, но даже столицей хотя бы провинции Квебек, крупнейшим городом которой, впрочем, он был и остается. Монреаль всегда играл огромную роль в развитии Канады – примерно как Нью-Йорк в США. Ведь Нью-Йорк, крупнейший город США, тоже не является даже столицей одноименного штата – кто не знает, напомню: столица штата Нью-Йорк – сравнительно малозаметный город Олбани. А столицей провинции Квебек, «Французской» (а точнее, «франкоязычной») Канады является очень даже заметный, хотя и в пять раз уступающий по величине Монреалю город Квебек – в честь которого и названа вся провинция. (Только не называйте его «Квебек-сити», когда говорите о нем по-русски – это обидит его жителей, если они расслышат. Очень мило, что вы знаете английское слово «сити», но жители Квебека говорят по-французски, и слово «город» на их языке – «вилль»: «Вилль-де-Кебек». Если вы немец, говорите «Квебек-Штадт», если испанец – «Сьюдад-де-Кебек», а если русский, то «город Квебек», и оставьте «сити» англичанам!).
Провинция Квебек – это в какой-то степени особый мир, не только внутри Канады, но и для всего Североамериканского континента. Здесь сложилось то, что в Канаде называют «особым обществом» («distinct society», «sociйtй distincte»), со своим особым языком, стилем жизни, системой ценностей, – и со своей системой и иерархией городов. И прежде, чем рассказать об этих городах по отдельности, хотелось бы отметить то общее, что их объединяет, вне зависимости от размеров: все крупные, средние и большинство «мелких» городов Квебека - франкоязычные (в том числе и те, которые носят английские названия). Три крупнейших и стариннейших города Квебека - Монреаль, Квебек и Труа-Ривьер - расположены на берегах могучей (по многоводности равной нашей Волге) реки Святого Лаврентия, долину которой национальный гимн Канады (сложенный в Квебеке) называет «благословенной колыбелью» канадцев («...bйni fut son bercea)

Итак, крупнейший город Квебека – Монреаль, «переписной метрополитенский ареал» (CMA) которого насчитывал в 1996 г. 3327 тыс. жителей и состоял из «собственно г. Монреаля» (Montrйal) – 1016 тыс. чел. и слившихся с ним «городов»» (а фактически, просто городских районов) Лаваль (Laval) – 330 тыс., Лонгёй (Longueuil) – 128 тыс., Монреаль-Нор (Montrйal - Nord) – 82 тыс., Сен-Лоран (Saint-Laurent) – 74 тыс., Верден (Verdun) – 60 тыс., Шатоге (Chвteauguay) – 41 тыс., Лашин (Lachine) – 35 тыс. и десятков других, многие из которых находятся внутри «собственно Монреаля», представляя собой, тем не менее, официально «отдельные города» с собственными муниципальными органами. Таковы, например, богатейшие и престижнейшие Вестмаунт (Westmount) – 20 тыс. жителей, Утремон (Outremont) – 23 тыс., Мон-Руаяль (Mont-Royal) – 18 тыс., Хампстед (Hampstead) – 7 тыс., более скромный Кот-Сен-Люк (Cфte-Saint-Luc) – 30 тыс., и многие другие. Осенью 2000 г. правительство провинции приняло решение об официальном слиянии всех примыкающих друг к другу «городов», расположенных на речном острове Монреаль с расположенным в центре его «собственно г. Монреалем» (и одновременно – о слиянии всех мелких городков на правом, южном берегу реки Св. Лаврентия с крупнейшим из них – Лонгёем), с образованием единых муниципальных органов под властью единого мэра. Это вызвало протесты со стороны муниципальных чиновников и части жителей многих из этих мелких городков, – в особенности, наиболее богатых из них, – утративших свой независимый статус и, соответственно, отдельный бюджет.
Второй по величине город провинции - столичный город Квебек (672 тыс. жителей) – также состоит из исторического ядра – «собственно города Квебека», в котором живет всего 167 тыс., и фактически слившихся с ним «городов» Бопор (Beauport) – 73 тыс., Сент-Фуа (Sainte-Foy) – 72 тыс., Шарлебур (Charlesbourg) – 71 тыс., Силлери (Sillйry) – 12 тыс., Ванье (Vanier) – 11 тыс., а также множества других, в т. ч. живописного городка Леви (Lйvis – 40 тыс. жителей) на противоположном, правом берегу реки Святого Лаврентия. Здесь провинциальные власти также настояли на официальном слиянии муниципальных органов всех «городов» левобережья под эгидой мэрии г. Квебека, а – «во главе» с г. Леви, что, как и в Монреале, вызвало протесты части населения.
Далее по численности жителей следуют «городские агломерации» (т.е. СМА – Census Metropolitan Areas, также состоящие из сросшихся городов): Шикутими – 160 тыс., (в т.ч. университетский «собственно город Шикутими» – Chicoutimi – 63 тыс. и его промышленный сосед Жонкьер – Jonquiйre – 57 тыс.); старинный (основан в 1634 г.), но ныне чисто промышленный («мировая столица газетной бумаги») г. Труа-Ривьер (Trois-Riviйres) – 140 тыс.; «столица» самого благодатного сельскохозяйственного района Южного Квебека – «Эстрии», или «Восточных кантонов» – г. Шербрук (Sherbrooke) – 139 тыс. К провинции Квебек относится и расположенная на левом берегу р. Оттавы (по-французски – р. Утауэ, Outaouais) часть общеканадской столичной «агломерации Оттава-Халл», а именно сросшиеся друг с другом города Халл (Hull) – 62 тыс. жителей, Гатино (Gatineau) – 101 тыс. и Эйлмер (Aylmer) – 35 тыс.



По последней «полной» переписи (1991 г.), три четверти, а точнее, 74,6% жителей Квебека имели "чисто французское" происхождение и еще 5,5% смешанное (французско-английское и т.п.). Таким образом, предки 80% квебекцев вышли из Франции – в подавляющем большинстве не менее трех веков назад. Жители "чисто британского" происхождения составили лишь 4,2% населения, итальянского – 2,6, европейского – 1,2, арабского – 1, греческого – 0,7, китайского – 0,5. Этнический состав жителей провинции Квебек менее пестр, чем в Онтарио, хотя здесь также представлены десятки народов. Говорят, что Монреаль по расовому составу долгое время был самым "белым" из многомиллионных городов Северной Америки. В последнее десятилетие здесь, впрочем, возникла своя "черная община", но говорящая на... французском языке. Это иммигранты с острова Гаити (22 тыс. в 1991 г. и уже 80 тыс. в 1996 г.), которые сейчас составляют заметную долю среди монреальских таксистов. Есть в Монреале и компактный китайский квартал, где значительную долю составляют выходцы из стран Индокитая, также владеющие французским языком. По переписи 1996 г. («частичной»), так называемые «видимые меньшинства», которые федеральный «Акт о равных возможностях трудоустройства» определяет как «лица неаборигенного происхождения, не принадлежащие к кавказской (т.е. европеоидной – А.Ч.) расе или с небелым цветом кожи», составили 12,2% жителей Монреаля (для сравнения: в Торонто – 31.6%, в Ванкувере – 31,1%, тогда как в городе Квебеке – 1,5%, Шербруке – 2,1, Труа-Ривьер – 0,9, а в Шикутими – всего лишь 0,4%). Из 434 тыс. представителей «видимых меньшинств», проживающих в провинции (1996 г.), на долю Монреаля приходится 401 тыс., в т.ч. 122 тыс. чернокожих квебекцев, 74 тыс. арабов, 48 тыс. китайцев, 47 тыс. латиноамериканцев, 46 тыс. индо-пакистанцев, 38 тыс. выходцев из стран Индокитая, и т.д.
На французский язык за последнее столетие перешла и значительная часть индейцев Квебека, составляющих около 2% его населения. Населяющие Крайний Север инуиты (эскимосы) сохраняют свой родной язык. Французским языком в 1996 г. свободно владели 93,4% жителей провинции, английским – только 40,9%. Согласно провинциальному законодательству, на французском языке (и только на нем) должно вестись официальное делопроизводство в государственном аппарате и частных фирмах Квебека, оформляться витрины магазинов, этикетки любых продаваемых в провинции товаров (здесь возможно двуязычие) и т.д.; дети иммигрантов обязаны направляться во французские школы. Такая политика, проводимая с 1974 г., заметно изменила ("офранцузила") внешний облик Монреаля и других квебекских городов.
Итак, 45% населения Квебека (3327 тыс. чел.) сосредоточено в его крупнейшем городе – Монреале, одном из прекраснейших городов Канады, который вскоре после его основания (1642 г.) более чем на три века занял место крупнейшего экономического центра Канады: монреальский порт доступен для океанских судов, поднимающихся по могучей реке Св. Лаврентия. В конце 70-х гг. его обошел и по населению, и по экономическому значению, англоканадский Торонто. Но Монреаль не был превзойден последним ни по его значению как крупнейшего культурного центра Канады всемирного масштаба, ни по "европейскому" очарованию этого стилистически безупречного, романтического города .
Это один из красивейших городов Северной Америки; в его облике и архитектуре причудливо сплелись западноевропейские и североамериканские градостроительно- архитектурные концепции, и все же европейские, пожалуй, пока еще преобладают. В отличие от многих североамериканских городов с их ярмарочной, попугайной раскраской, где бьющие в глаза краски огромных реклам прикрывают едва ли не фанерные стены безликих коробок, Монреаль в значительной части застроен солидными, стилистически выдержанными зданиями, соединяющимися в стройные ансамбли. Многие здания имеют гранитную облицовку, скульптурные украшения. Монреаль сравнивают то с Парижем, то с Будапештом, то даже с Санкт-Петербургом - ведь он тоже раскинулся на множестве речных островов. Трехмиллионный город, разрастаясь, вышел и на оба берега реки, поглощая многочисленные пригороды - Лаваль, Лонгёй, Верден, Лашин и множество городков, названия которых, как и названия большинства улиц города, даны в честь католических святых и потому начинаются на «Сен-» или «Сент-» (за эту особенность весёлый Монреаль получил весьма ироничное прозвище «Город святых»).
Среди многих достопримечательностей Монреаля особое внимание привлекают старейшая церковь Нотр-Дам-де-Бонсекур, построенная в 1657 г., и знаменитый своим роскошным внутренним убранством собор Нотр-Дам-де-Монреаль (1824г.), снаружи отчасти копирующий Собор Парижской Богоматери. На старый Монреаль, однако, ведут наступление небоскребы - штаб-квартиры банков и различных компаний, господствующие в центре города. Две соседствующие гигантские коробки уже подавили величие монреальского Нотр-Дама; другие неудержимо рвутся к главной улице города - Сент-Катрин, и вид на Монреаль с правого берега р. Св. Лаврентия хотя и впечатляет, но уже слишком напоминает виды нью-йоркского Манхэттена.
По социальной структуре своего населения Монреаль разделен по вертикали: богачи живут вдали от порта на горе Мон-Руайяль («Королевская гора»); этот 200-метровый потухший вулкан возвышается над островом, давшим начало (и название) всему городу. Но разделен город и по горизонтали: более богатые, заселенные преимущественно англоканадцами районы исторически располагались в его западной части, а франкоканадские рабочие районы - к востоку от «Горы» - на так называемом Плато.. Фешенебельная в своей центральной и западной части, днем и ночью сверкающая огнями реклам дорогих магазинов (и еще более дорогих мелких лавочек), театров, кино, ресторанов, улица Сент-Катрин пересекает город с запада на восток, и преобладающая в уличной толпе речь постепенно меняется с английской на исключительно французскую. «Граница» долгое время проходила близ ее пересечения с бульваром Сен-Лоран, ведущим с севера на юг, и здесь, на этом бульваре, видишь, сколь многонационален современный Монреаль: многие иммигранты живут в «коридоре» между «английским» и «французским» районами города, протянувшемся по обе стороны бульвара; здесь множество «этнических» ресторанов и магазинов (кстати, недорогих). Итальянскую, испанскую, греческую речь услышишь здесь не реже во всяком случае английской. Впрочем, за последние 20 лет эти традиционные «этнические границы» заметно размылись и переместились: французский язык успешно наступает на «английский» Запад; совершенно исчез центральный еврейский квартал: его жители переместились на более престижный Северо-Запад города; исчезли (снесены, перестроены и благоустроены) бывшие кварталы иммигрантов и бедноты в районе порта.
По числу музеев, художественных галерей, театров Монреаль не имеет себе равных среди городов Канады. Хотя Торонто обогнал его сначала как промышленный, потом как банковский и деловой центр (туда переехали штаб-квартиры крупнейших монреальских банков), а в конце 70-х гг. и по численности населения , но ведущая роль Монреаля как крупнейшего культурного центра Канады остается незыблемой. Здесь - четыре престижнейших университета Канады - франкоязычные Монреальский и Квебекский-в-Монреале (UQAM) и англоязычные Мак-Гилл и Конкордия.
В Монреале до сих пор действуют павильоны давшей когда-то сильный толчок к дальнейшему развитию города Всемирной выставки «Экспо-67» (на острове Сент-Элен). Эта одна из крупнейших в мире экспозиций носит название «Земля людей» (взятое из творчества Антуана де Сент-Экзюпери) или, в английском варианте, «Человек и его мир». Крупным событием международной культурной жизни были летние Олимпийские игры 1976 г. в Монреале. Построенный к Играм ультрасовременный велотрек в начале 90-х годов был переоборудован в великолепный «Biodome» - «Биокупол» - музей, или, если угодно, собрание «действующих моделей» различных биоклиматических зон мира (туда стоит сходить! - как, впрочем, и в Монреальский ботанический сад, - один из лучших в мире).
Еще более самобытен и романтичен облик столицы провинции (а когда-то и всей Канады) – города Квебека, основанного в 1608 г., где сохранились единственная в Северной Америке городская крепостная стена и целый район позднесредневековой застройки – Латинский квартал. Город Квебек отчетливо делится на Верхний город, расположенный на скале, и Нижний город, зажатый между обрывом и рекой Св. Лаврентия. В Верхнем городе, очень похожем на эстонский Таллинн, множество старинных жилых зданий, католических соборов и других архитектурных памятников XVII - XIX вв. Здесь же несколько десятков превосходных исторических и художественных музеев, включая восстановленную цитадель, Музей цивилизации (не хуже одноименного в г. Халле на берегу реки Оттавы, но иной по организации), Музей Квебека и др. На узких улочках, обычно заполненных туристами, располагаются многочисленные магазины, лавочки, рестораны и бары. Привлекает внимание импозантное здание Национальной ассамблеи, построенное в стиле французского Ренессанса, другие правительственные здания. Над городом господствует огромный отель «Шато-Фронтенак», построенный в 1893 г. в виде гигантского замка. Недалеко от него расстилается зеленое поле - равнина Авраама, на которой в 1759 г. произошло решающее сражение за Канаду между англичанами и французами, окончившееся победой англичан. По знаменательным датам здесь разыгрывается театрализованное представление, повторяющее ход этой битвы. В Квебеке воздвигнуты монументы основателю Канады («Новой Франции») Самюэлю де Шамплену, многим государственным и религиозным деятелям Новой Франции, другим историческим деятелям Канады и всего мира - от Жанны д’Арк и Симона Боливара до Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Это поистине город - памятник и город памятников.
Нижний город с «самой узкой и самой древней улицей Северной Америки» - Су-ле-Кап - это район, где лет 20 назад проживала преимущественно беднота. В начале 80-х гг. в большинстве старинных домов Нижнего города были произведены ремонт и внутренняя перепланировка (что, естественно, привело к значительному повышению цен на жилье и уровня квартплаты). Он превратился во вполне респектабельный и даже модный район Квебека . Поводом к этой реконструкции послужила организация летом 1984 г. празднования 450-летия открытия р. Св. Лаврентия («дороги в Канаду») Жаком Картье. .
Наличие дешевой гидроэнергии и минерального сырья, обилие лесов, выгодное транспортно-географическое положение, а в недавнем прошлом еще и постоянный избыток относительно дешевой рабочей силы (массовый переезд в города ранее преимущественно сельскохозяйственного населения) обусловили быстрое развитие в Квебеке таких отраслей, как цветная металлургия, выплавка алюминия (на импортном сырье), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, нефтепереработка (импортной нефти), текстильная, швейная и пищевая промышленность. Из отраслей машиностроения здесь развиты судостроение и самолетостроение, в меньшей степени – автомобилестроение (филиалы "GENERAL MOTORS" и других иностранных фирм). Основная часть промышленных предприятия сосредоточена в Монреальской агломерации. В г. Квебеке – легкая и пищевая промышленность (которые, однако, уступают по масштабам главной здесь "индустрии туризма"), в Халле и Труа-Ривьер – целлюлозно-бумажная; выплавка алюминия сосредоточена вблизи крупных ГЭС в районе Шикутими-Жонкьер. С каскадов ГЭС на северных реках (Маникуаган, Утард, а также в бассейне залива Джемса, где расположена крупнейшая ГЭС – "Ла-Гранд-2" имеет мощность в 5,3 млн. кВт) поступает электроэнергия на экспорт в США, снабжая штат Нью-Йорк.
Франкоканадская культура Квебека, к сожалению, еще мало известная у нас в России, отличается "европейской" изощренностью и одновременно, богатой и глубокой самобытностью. Здесь сложилась своя школа художественной литературы, театрального искусства, национальная кинематография, своеобразная живопись и – на базе богатейшего народного музыкального фольклора – плеяда великолепных шансонье, творчество которых в свое время дало сильнейший толчок к послевоенному возрождению и расцвету хорошо известной у нас современной музыкальной культуры Франции (а не наоборот, как можно было бы подумать). Похоже, что знакомство россиян с культурой Квебека, чрезвычайно созвучной русской культуре, – дело близкого будущего.*)
_________________
Изображение

"У меня вообще затея иметь седьмую команду в Канаде кроме улыбки ничего не вызывают..." (с)- McCamel

Не в сети
Аватара пользователя
Captain
Сообщения: 4840
Зарегистрирован: Пт сен 26, 2003 4:24 pm
Откуда: St.Petersburg,Russia/Tashkent, Uzbekistan
Контактная информация:

Сообщение phil333 »

Квебекское общество: национализм или патриотизм?

При рассмотрении проблем Квебека и в "английской" Канаде и за рубежом стало уже общим местом говорить о квебекском сепаратизме, во всяком случае, с него начинать. Полагаю, что здесь есть терминологическая неточность. Возможно, в Квебеке имеются и сепаратисты, но в том, что касается программы правящей в провинции и пользующейся поддержкой большинства ее населения Квебекской партии, то в ней идет речь о суверенитете. Сторонники этой программы называют себя не "сепаратистами" и даже не "индепендентистами", а "суверенистами". Политический суверенитет — первая часть формулы "суверенитет—ассоциация". И это не то же самое, что отделение от Канады, и здесь необходимо соблюдать терминологическую ясность. Напомним, что Российская Федерация провозгласила свой суверенитет 12 июня 1990 г., и при этом совсем не подразумевалось ее отделение от конфедерации, именуемой СССР, и вообще распад последнего. Распад произошел более чем через год после череды бурных событий (знаменитый путч ГКЧП). И ни российские "суверенисты", ни декларация о государственном суверенитете России в этом путче (и последующем развале Союза) повинны не были. Как мы видим на этом примере, "суверенизм" не есть сепаратизм.
Другой пугающий и столь же неточный термин — это "квебекский национализм". Причем слово "национализм" по отношению к Квебеку употребляется обычно в самом негативном смысле, совсем не в том "ласковом", в каком употребляли этот термин в 1970-е гг. по отношению к канадским ("общеканадским") националистам типа Уолтера Гордона, да и к большинству либеральных деятелей эпохи Трюдо, которые "боролись против экономического и культурного засилья американцев в Канаде". Фактически этот термин употреблялся как стыдливая замена слишком высокопарному (для культуры англосаксонских стран, с их традиционной сдержанностью) слову "патриотизм". Те, кто помог разбогатевшей наконец до американского уровня Канаде освободиться от излишней экономической зависимости от южного соседа, стимулировал развитие национального канадского капитала и поощрял развитие национальной канадской культуры, сдерживая экспансию "массовой культуры" из США, были никакие не националисты (в негативном звучании этого слова), а самые настоящие патриоты.
Не то же ли самое, что 20 лет назад в Онтарио, происходит сейчас в Квебеке, который наконец освободился от своей "традиционной" экономической отсталости и связанного с ней "комплекса неполноценности". Новое поколение квебекцев, возникшее в результате "тихой революции" 60-х гг. (которая началась с реформы народного образования), успешно занимается бизнесом, наукой и все в большей степени техникой на родном, французском, языке (по переписи 1996 г., родном для 81,5% жителей провинции, языке домашнего общения, для 82,8%, языке, которым свободно владеют 93,4% жителей, тогда как английским — только 40,9%). Представляется в высшей степени нормальным явлением (а никаким не "проявлением национализма") то, что французский язык провозглашен единственным официальным языком провинции. Кстати, это было сделано не "националистической" Квебекской партией, а федералистской Либеральной партией Квебека, ибо Хартия французского языка — Закон №101, принятый Национальной Ассамблеей Квебека в 1977 г., лишь торжественно закрепил, кое в чем даже смягчив, основные положения провинциального Закона №22, проведенного либералами в 1974 г. Не следует забывать и то, что единственным официальным языком соседней провинции Онтарио (с более чем полумиллионным франкоязычным населением) является английский.
Английский же является единственным официальным языком и всех других провинций и территорий Канады, за исключением двуязычного Нью-Брансуика и многоязычных (с 1990 г. 8 официальных языков!) Северо-Западных территорий. Да, федеральные службы на территории всех этих провинций двуязычны, так они двуязычны и в Квебеке, согласно федеральным законам. Так что считать французское одноязычие провинциальных служб Квебека дискриминацией меньшинств и проявлением национализма, а аналогичное, но английское одноязычие провинциальных служб Онтарио так не оценивать — типичное проявление двойного стандарта. Патриот, борющийся за сохранение и развитие языка и культуры родной земли, он и в Квебеке патриот.
К тому же следует подчеркнуть, что пресловутый квебекский "национализм" в настоящее время носит исключительно "лингвистическую" направленность и полностью лишен какого-либо ксенофобского, расового оттенка. Этнокультурная политика, т. е. политика в отношении иммиграции и этнокультурных меньшинств правительства Квебека в настоящее время весьма напоминает "мультикультурализм" федерального правительства Канады. Иммиграционные службы Квебека поощряют иммиграцию в Квебек из любой части света, причем, естественно, при отборе иммигрантов предпочтение отдается тем, кто владеет французским языком, а созданные во всех крупных городах и регионах Квебека "центры приема" иммигрантов предусматривают бесплатное обучение французскому языку тех, кто владеет им в недостаточной степени. Таким образом, в провинции (особенно это заметно в Монреале) возникло многоэтническое, многорасовое, многокультурное общество, весьма напоминающее то, которое давно сложилось в канадских англоязычных городах, но говорящее на французском языке. Так, из 120 тыс. чернокожих жителей Монреаля большинство (более 70 тыс. в 1996 г.) составляют франкоязычные гаитийцы. Среди 100-тысячного еврейского населения того же Монреаля, параллельно давно сложившейся исторически англоязычной общине (впрочем, сейчас она практически уже двуязычна), складывается быстро растущая община франкоязычных марокканских евреев; значительную долю жителей китайских кварталов Монреаля сейчас составляют владеющие французским языком выходцы из стран Индокитая. На автобусных остановках в Монреале городские власти периодически устанавливают большие красочные плакаты с изображением симпатичных лиц из числа "видимых меньшинств" с подписями типа "Волосы курчавые, а сердце квебекское" или "Глаза, как миндаль, а смотрят на мир по-квебекски".
"По-квебекски" не значит "по-антиканадски": ведь следует учитывать, что в Канаде практически везде канадский патриотизм носит "местную" окраску. Канадские патриоты в Онтарио, как правило, гордятся именно Онтарио, то же и в Альберте, и в Британской Колумбии: это и называется "канадская мозаика". Квебек здесь не исключение, и если многие квебекцы считают, и вполне справедливо, что Квебек — это старейшая, наиболее аутентично-канадская и, по их убеждению, лучшая часть Канады (само существование Квебека и его франкоязычной культуры в рамках Канадской конфедерации делает Канаду особенной, уникальной, не похожей на другие страны) — это совсем не "национализм", а вполне может трактоваться как проявление своеобразного канадского патриотизма, и вот тому доказательство. <Picture>
В ходе общеканадской переписи населения 1996 г. в текст опросника относительно этнического происхождения респондента, были включены "подсказки" 24 вариантов ответов — "английское", "французское", "украинское" и т. п. (оставлены также чистые места для других вариантов; предлагалось и "чистое" или "смешанное" происхождение) — и среди них впервые в истории переписей был вариант: "канадское". (В 1991 г., без такой "подсказки", идентифицировали себя как "канадцы" лишь 2,8% населения страны, притом в Онтарио 5,3%, а в Квебеке лишь 0,3%). В 1996 г. свое этническое происхождение как "чисто канадское" определили 18,7% канадцев (как "чисто британское" — 17,1, "чисто французское" — 9,5%, остальные — либо "прочего", либо "смешанного" происхождения). Так вот, наибольшая доля населения с "чисто канадской" самоидентификацией оказалась именно в Квебеке — 37,7%!

Далее шли Нью-Брансуик (23,9%) и Ньюфаундленд (21%), тогда как в "сверхфедералистском" Онтарио канадцами считают себя лишь 12,1% жителей. Свое "чистое" или "смешанное", но именно "канадское" происхождение указали 3323 тыс. квебекцев (в т. ч. "чистое" — 2656), тогда как французское — 2870 тыс. (из них "чисто французское" — 2056 тыс.), ирландское — 314 тыс. (60 тыс.), английское — 288 тыс. (75 тыс.), итальянское — 245 тыс. (166 тыс.), шотландское — 188 тыс. (31 тыс.), и т. д. Интересно, что свое происхождение как "квебекское" указали только 78 тыс. квебекцев (в т. ч. "чисто квебекское" — 55 тыс.). Учитывая, что в Квебеке проживает 5,75 млн. человек, для которых родной язык — французский, это означает, что значительно более половины франкофонов Квебека считают себя, в первую очередь, канадцами. И очевидно, что в их число попадают и многие из тех 49,4% жителей провинции, которые на референдуме 1995 г. голосовали за суверенитет Квебека (напомним: суверенитет при сохранении экономического союза с остальной Канадой, т. е. фактически в рамках Канадской конфедерации).
Представляется, что при всей расплывчатости терминов "суверенитет", "конфедерация" (заметим, что национальный праздник 1 июля в Канаде более столетия носил название Confederation Day) или "асимметричная федерация" — это совсем не синонимы "сепаратизма", "распада" или "развала" страны, и что специфический канадский патриотизм, "переведенный" с английского на французский язык, не обязательно превращается в реакционный "национализьм". Как показал печальный опыт СССР, злоупотребление подобными ярлыками и жупелами может лишь привести ко взаимному ожесточению и материализации поначалу только мерещащихся призраков. У Канады есть все основания гордиться своей "особой" провинцией — Квебеком. А у Квебека — Канадой.
_________________
Изображение

"У меня вообще затея иметь седьмую команду в Канаде кроме улыбки ничего не вызывают..." (с)- McCamel

Не в сети
Аватара пользователя
Captain
Сообщения: 4840
Зарегистрирован: Пт сен 26, 2003 4:24 pm
Откуда: St.Petersburg,Russia/Tashkent, Uzbekistan
Контактная информация:

Сообщение phil333 »

Добавлю еще-
в Монреале еще можно обойтись английским, т.к. действительно бол-во населения его знает.Но в провинции без знания франц. могут быть проблемы.И чем дальше от Монреаля,тем все меньше английского. :D
_________________
Изображение

"У меня вообще затея иметь седьмую команду в Канаде кроме улыбки ничего не вызывают..." (с)- McCamel

Не в сети
Аватара пользователя
2nd line
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: Сб мар 08, 2003 7:36 am
Контактная информация:

Сообщение Hab4ever »

ИМХО,зря многие квебекуа воротят нос от инглиша. Как не крути,и как бы это кому то не нравилось,на нём говорит весь мир. Знать свой родной язык конечно нужно,но и забывать,что ты живёшь совсем рядом с таким громадным англоязычным соседом как штаты,тоже забывать не надо бы. У меня лично остались самые хорошие впечатления о сервисе в Монреале -всё работает на уровне. Спиртное вот 24 ч.в сутки,не то что в Онтарио.:))Может кто живёт там меня поправит,но он побезопаснее чем Торонто,я уж молчу о штатовских городах. Да и цены скажем на жильё там пониже чем в Онтарио,но повыше чем скажем в Альберте.
Со слов моих приятелей,переехавших оттуда в Онтарио,могу сказать,что без френча там хорошей работы не найти -это факт. А вообще то они там народ как народ,ничего особенного в них не заметил. Девицы правда посимпатичнее будут чем в Торонто. :))))
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя